Странность в фильме «Офицеры», которую я не могу понять

Фильм «Офицеры» был снят режиссером Владимиром Роговым и вышел на экраны в 1971 году. Алексей Трофимов (Георгий Юматов), его жена Люба (Алина Покровская) и Иван Варавва (Василий Лановой), главные герои фильма, сразу же и навсегда полюбились зрителям и стали эталоном чести, мужества, верности долгу, Родине, дружбе и любви.

Сам фильм, как и заглавную песню из него («От героев былых времен…»), часто вспоминают в дни праздников, связанных с воинской службой.

Не говоря уже о цитатах, ушедших в народ. «Есть такая профессия — Родину защищать», «Красные революционные шаровары»…

Не слышала никогда, чтобы кто-то отзывался об этом фильме дурно, да и мне самой он тоже нравится.

Особенно пронзительно смотрятся в нем — на фоне вечной борьбы с врагом, вечного боя за Родину — лирические сцены. Как красив эпизод, в котором Иван Варавва спрыгивает с поезда, чтобы нарвать для Любы полевых цветов. Как щемяща и трепетна их короткая встреча на аэродроме…

Только лишь за эту пару сцен, своей нежностью подчеркивающих всю суровость офицерских будней, уже можно полюбить этот фильм навсегда.

Однако есть у меня некое недопонимание сюжета, которое всякий раз при просмотре картины вызывает недоумение. Я говорю вот о чем.

Главные герои — друзья. Лучшие друзья. К тому же, Иван питает чувства к жене Алексея, Любе, и проносит их через всю свою жизнь. Как же так вышло, что близкие друг другу люди не в курсе, кто из них чем живет?

Встреча Ивана Вараввы и Любы Трофимовой на аэродроме. Иван говорит, что он пролетом, передает сыну Любы и Алексея, Егору, подарок. Даже в сложное предвоенное время Иван смог вырвать полчаса, чтобы повидаться с Любашей. На прощание он говорит ей: — У меня никого нет, кроме вас и Алешки, Любочка.

Иван Варавва не имеет семьи, вся его семья — это Трофимовы.

Было бы логично и естественно, что он всю жизнь поддерживает с ними связь, хотя бы иногда пересекается, в крайнем случае звонит, пишет…

Но в конце фильма оказывается, что это не так. Иван Варавва понятия не имеет, как жил все эти годы его друг и женщина, которую он любит. И их сын. Вот так вот, перед войной смог найти полчасика, специально прилетел, изменив курс самолета, а после войны все оставшиеся годы (10 лет как минимум) — не смог найти времени. Занят был очень. Ну, а семья Трофимовых, соответственно, тоже не в курсе жизни Ивана. Наверное, и они были нереально заняты. Не до судьбы друга было.

При встрече героев в конце картины Алексей поражен, что Иван теперь генерал-полковник и дважды Герой Советского союза. Также ни он, ни Люба не в курсе его личной жизни. «Как живете, Ванечка? Семья, дети?», — спрашивает Любаша. «Ты что же, так до сих пор и не женился?», — вторит жене Алексей.

В свою очередь, Иван спрашивает про сына Трофимовых, Егора. «Егор уже наверное полковник?». Не зная, что Егор погиб более 10-ти лет назад. Не знает Иван и того, что у Трофимовых есть внук, которого назвали в его честь — Ваней.

Как? Как за 10 лет было не найти времени, пяти минут, чтобы написать друг другу, позвонить, встретиться?

Известно, что когда у Бориса Васильева (автора повести, по которой был снят фильм) спросили, почему в финале картины каждый из друзей удивляются, что другой жив, Васильев ответил — мол, они оба перед войной сидели и чудом уцелели, а из фильма кусок с тюремным сроком просто был вырезан.

Ну допустим, но все равно это не объясняет, почему же, выйдя из заключения, друзья более 10-ти лет не пытались найти информацию друг о друге. Да Иван, как минимум, питая нежные чувства к Любаше, просто обязан был ее разыскать и позаботиться о жене друга, о его сыне. Мне не верится, что главные герои в таком случае не попытались хотя бы найти место захоронения, чтобы отдать дань памяти, найти семью.

В общем, вот эта история с «забывчивыми» лучшими друзьями — она выбивается из общей канвы сюжета и делает сам фильм для меня слегка таким… Не позволяющим поверить в него на 100 процентов.