Королевский роман: магия власти на фоне любви

«Королевский роман» датского режиссера Николая Арселя — удивительный фильм, адресованный прежде всего любителям исторического кино. История невозможной любви в Европе восемнадцатого столетия, полное погружение в эпоху, соответствующий антураж. Выше всяких похвал игра актеров, костюмы, природа. На первый взгляд — типичная мелодрама. В действительности фильм куда глубже, вызывает ряд исторических параллелей и неожиданных выводов.

Повествование охватывает короткий промежуток времени: около девяти лет. В эти несколько лет происходят важные для страны события, в этот период укладываются любовь, могущество и смерть пары главных героев — Каролины Матильды и Струэнзе. «Королевский роман» — воистину королевское зрелище: магия власти на фоне трагической любовной истории.

Легко ли быть королевой

Юная 15-летняя принцесса-англичанка Каролина Матильда, не испорченная жизнью при дворе, приезжает в чужую страну с надеждой на счастье.

Брак с королем Дании Кристианом VII оказывается далеким от идеального. Король психически нездоров, груб и бесцеремонен в отношении своей молодой супруги, поведение его просто неприлично.

После рождения наследника королевская чета отдаляется друг от друга. Кристиан, как и прежде, предпочитает проводить время в обществе проституток. Королева несчастна, совершенно одинока и при этом непозволительно молода. Налицо все предпосылки для романтического увлечения.

Право на счастье

Людям свойственно простое желание быть счастливыми. Однако что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. И — соответственно — наоборот: то, что простительно простолюдинке, невозможно для королевы. В праве на счастье венценосным особам, как правило, судьба отказывает. Во дворцах всегда слишком много недоброжелателей и шпионов. Связь Каролины с доктором Струэнзе не могла не завершиться катастрофой.

А могло бы все сложиться иначе, если бы королева проявила немного женской мудрости? И если бы рядом с ней оказался друг, сумевший остановить от неверного шага? Кристиан VII очевидно поддавался влиянию извне. Вероятно, в руках благоразумной супруги и убедительного Струэнзе годы правления этого монарха стали бы выдающейся эпохой.

Но тогда не случилась бы эта необыкновенная история.

Кристиан VII — маска безумия

Считается, что король Дании Кристиан VII был психически болен, вероятно, страдал шизофренией. В фильме его роль великолепно исполнил Миккель Фёльсгор, получив награду Берлинского кинофестиваля-2012 — Серебряного медведя. На экране мы видим неуравновешенного молодого человека, избалованного, распущенного грубияна. При этом он живо интересуется искусством, театром, порой способен на вполне здравые поступки. Струэнзе сумел разбудить в Кристиане желание быть правителем. Доктор утверждает, что не считает короля сумасшедшим.

Я думаю, что некоторые люди настолько не приемлют свою жизнь, что прячутся внутри себя.

Иоганн Струэнзе — кто он?

Государством зачастую управляет не тот, кто является номинальным правителем. Скорее тот, кто сумеет грамотно управлять королем. Доктор Струэнзе — кто он: наивный вольнодумец, потерявший голову влюбленный или целеустремленный политик? Скорее, все вместе. Его убежденность и напор производят впечатление не только на Каролину. Даже короля Кристиана доктору удается заинтересовать и привлечь к управлению страной на короткое время.

Политика и любовь — главные движущие силы прогресса. При этом обе достаточно опасные. Увлечение королевой и желание изменить мир к лучшему, разделенная любовь и головокружительная карьера — при таких успехах сложно сохранить осторожность и хладнокровие. Каролина Матильда — образованная женщина, вполне разделяет взгляды своего возлюбленного. Вместе они выступают против устаревшей системы, с легкостью реформируя прежний уклад.

Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах.

Иоганн Струэнзе — прежде всего политик неслыханной дерзости. В течение двух лет он фактически единолично управляет государством, реализует самые смелые проекты. Доктору-политику удаются буквально все замыслы, он действует напористо и безоглядно. Пожалуй, слишком безоглядно.

Магия власти

До конца XVIII века персона государя для подданных была священной. Абсолютная монархия предполагала абсолютное подчинение. Король — наместник Бога, и всякое его решение есть благо. Не вполне адекватный король желает сделать своего пса членом Государственного Совета:

Гурман станет почетным членом Совета.

Никто из сановников не смеет перечить. В королевской власти тех времен действительно есть нечто магическое. Струэнзе смог получить столь невероятную власть только потому, что действовал от имени божественной особы короля.

Законы Струэнзе

XVIII век в Европе называют эпохой Просвещения, однако Дания словно остается в Средневековье. Правящая верхушка — священники и министры, проявляют нетерпимость к идеям Просвещения, их рычаги власти: крепостное право, пытки, страх.

За два года правления немец ввел отмену пыток, сиротские приюты, свободу печати, несколько сотен других реформ. Законы Струэнзе были очень прогрессивны, но, пожалуй, несколько опередили время. К сожалению, Иоганн Фридрих не пользовался популярностью в стране и насаждал реформы слишком решительно. Он неосторожно позабыл о силах оппозиции в лице мачехи Кристиана и свергнутых министров. А любовная связь доктора с королевой стала в руках врагов слишком сильным козырем.

Заговорщики сумели арестовать и казнить Иоганна Фридриха Струэнзе, королеву выслали за пределы Дании. Система победила, страна вернулась к средневековому укладу.

Обратная сторона прогресса

Благодаря реформам Струэнзе Дания становится передовым европейским государством. Парадоксально, но факт: принятые законы скорее навредили самому реформатору. Отмена цензуры привела к массовому распространению сплетен, сокращение расходов на армию стало пусковым механизмом переворота.

Казалось бы, уж простой народ должен оценить очевидную пользу нововведений. Но и тут мимо: на эшафот Струэнзе поднимается под ликование толпы.

Исторические параллели

История датского королевского семейства вызывает сравнение с жизнью Екатерины Великой, российской императрицы. В середине XVIII столетия 16-летняя немецкая принцесса София Августа Ангальт-Цербстская приезжает в Россию для бракосочетания с наследником престола Петром III. Петр, так же как и Кристиан, имеет крайне неуравновешенный нрав и мало подходит к роли монарха.

В отличие от датской королевы, Екатерина II сумела стать императрицей и с успехом правила огромной державой в течение нескольких десятилетий.

Смысл фильма

Несмотря на внешние метаморфозы, во все времена внутренняя суть людей остается прежней. Одни стремятся к любви, другие к власти или богатству. Для кого-то важно изменить мир к лучшему, другие цепляются за прошлое и не желают никаких перемен. И все-таки прогресс неизбежен.