Памяти Николая Караченцова: каким мы запомним великого артиста

На 74-м году жизни в Москве не стало Николая Караченцова. Он ушел из жизни в реанимации 62-й столичной больницы, где находился после воспаления легких.

Не будем кривить душой – поклонники творчества Караченцова думали о неизбежном постоянно, понимая: не сегодня, так завтра, не завтра – так через год. Ничего не поделаешь: начиная с трагической ночи на 28 февраля 2005 года, когда актер на Мичуринском проспекте попал в аварию за рулем собственного автомобиля, он находился на грани.

Это было страшно. Караченцов – кумир, секс-символ, талантище, идол, всеобщий любимчик. И тут – такое.

Артист гнал что есть силы с дачи в Москву, узнав о смерти своей тещи, был не пристегнут, а потому получил серьезнейшую черепно-мозговую травму. Той же ночью перенес трепанацию черепа и операцию на головном мозге. 26 дней пролежал в коме.

Он выжил, слава богу. Но цена – особенно для актера – была слишком велика. Николай Петрович практически не двигался. Николай Петрович практически не говорил. Николай Петрович поднялся на сцену своего родного театра «Ленком» лишь в мае 2007 года, тяжело больной — но не сломленный.

Он был, без сомнения, велик, а потому обожаем всеми – от мала, как говорится, до велика. Ну, а как иначе, если это именно он сыграл гангстера Урри в «Приключениях Электроника», маркиза Рикардо в «Собаке на сене», лилипута Флима в «Доме, который построил Свифт», Ваську в «Белых росах», старшего лейтенанта Николая Орлова в «Батальоны просят огня», Билли Кинга в «Человеке с бульвара Капуцинов», Даниэля Корбана в «Ловушке для одинокого мужчины»? Как иначе, если именно его немедленно узнаваемым благодаря характерной хрипотце – голосом говорят герои мультфильмов: Пес в «Псе в сапогах», солдат в «Каше из топора», конь в «Кошке, которая гуляла сама по себе»?

Что же до театра, так тут и перечислять устанешь. Он – абсолютно театральный человек, пришел в «Ленком» в 1967 году, да так и остался в нем на всю жизнь. Начал – с ролей в спектаклях Эфроса: «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!». Продолжил – в спектаклях Марка Захарова, сделавшего Николая Петровича одной из главных театральных звезд страны. Был Тиль Уленшпигель в постановке «Тиль» по пьесе Григория Горина. Были сразу две роли — главаря рейнджеров и Смерть — в рок-опере композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

Была – и, господи, как это оказалось прекрасно! – роль графа Резанова в другой рок-опере — «Юнона и Авось», ставшей визитной карточкой и «Ленкома», и самого Караченцова.

Караченцов часто сам становился исполнителем песен. Не только в кино, но и на сцене. Кроме того, он обучал молодых артистов танцам в созданной им Школе искусств Николая Караченцова. «Я когда-то поставил себе неосуществимую цель — научиться в профессии делать все и расширить свой диапазон до 180 градусов. Я знаю, что у меня это не получится, но я к этому буду стремиться до той секунды, покуда не помру.

Авария перечеркнула все.

Стоит отдать должное жене Караченцова – Людмиле Поргиной. Она не отступилась. Проявив недюжинную силу воли, Людмила Андреевна буквально заставила врачей вытащить своего мужа с того света. Менялись клиники, менялись процедуры, менялись страны. Караченцову действительно стало легче. Оставалась даже надежда, пусть мизерная, призрачная, нереальная, что актер сможет вернуться на сцену.

В 2017 году у Караченцова диагностировали рак легких. Его не стало спустя год.

Сегодня легенда ушла. А мы… Мы посмотрим записи фильмов и спектаклей с его участием, чтобы вновь увидеть настоящую звезду во всем ее величии и сиянии. Поверьте, настоящий актер Николай Петрович Караченцов этого заслужил.