В XIII-м веке монголы просто разом перевернули цивилизованный мир Евразии, совершив жесткие походы на запад, восток, юг, север. В своих завоевательных кампаниях ордынцы взяли в плен немало женщин. Например, при кровавых походах на Русь в 1237-1242 гг.
Что же ждало пленниц в руках жестоких завоевателей? Рассказываю подробно.
Участь захваченных в плен женщин строго определяла Яса — Кодекс монгольских законов, тщательно сформулированный еще при жизни самого Чингисхана.

Яса однозначно объявляла всех женщин захваченного города добычей монголов — если тем не удавалось скрываться среди горящих руин в течение 3 дней. Обычно попавшая в плен молодая женщина или девочка считалась определенной по жребию законной добычей ордынского воина. А сам воин волен был уже со своей новой собственностью поступить как угодно.
-
Нередко захваченных на войне дам монголо-татарские воины забирали в жены. Либо первые, если других супруг еще не имел, или же навсегда оставили благоверных где-то в далеких кочевьях. Либо же вторыми-третьими — монгольские обычаи той далекой языческой эпохи вполне себе многоженство допускали. В любом случае, участью пленницы становилось сопровождение нового мужа во всего передвижениях, рождение ему детей в походных условиях.

Наиболее молодые, красивые и знатные барышни, княгини, могли отойти во владение непосредственно к высокопоставленным монголам. Например, темникам (командирам отрядов в 10 тысяч воинов), нойонам, крутым ханам, имевшим при дележе добычи привилегированное право первого выбора. Или даже в гарем к самим Чингизидам уходили — в качестве несравненного дара, который любой воин мог принести своему хану в расчёте на протекцию шефа.
-
В некоторых случаях Ясой Чингисхана допускалось освобождение захваченной знатной пленницы-аристократки домой за выкуп. Ежели, разумеется, родня могла свою кровиночку (жену, сестру, дочь) отыскать. И предложить за нее похитителям нечто особое ценное взамен.
Впрочем, нередко монголо-татарские воины захваченных дам использовали и как средство заработка. Проще говоря, продавали далее по цепочке. Например, сопровождавшим армию в походе работорговцам, тут же увозившим живую добычу подальше на невольничьи рынки востока. В те же Египет, Багдад, Сирию, Бухару с Самаркандом, возврат откуда на Родину точно не грозил бедняжкам.

Не случайно, русские женщины, особенно знатного происхождения, так часто предпочитали ордынской неволе добровольную смерть. Как, согласно преданию, поступили, к примеру, княгини Евпраксия Рязанская и Агафья Всеволодовна Владимирская. Или же пытались спрятаться от неприятеля — в печах, подвалах, церквях.