— Я имею право иметь столько наложниц, сколько захочу! — сказал муж последней Османской принцессе. Не думал он, что последняя гордая представительница своей династии не смирится с этим унижением.
Принцесса Дюррюшехвар султан родилась 26 января 1914 года в Стамбуле, в фамильном дворце Чамлыжа. Её отец, шехзаде Абдул-Меджид эфенди, был сыном султана Абдул-Азиза и впоследствии стал последним халифом династии Османов. Мать принцессы, Атие Мехисти Кадын-эфенди, происходила из знатного абхазского рода и была третьей женой Абдул-Меджида.
Детство Дюррюшехвар прошло в роскоши османского двора. Первые 12 лет жизни она воспитывалась в стамбульских дворцах Иджадие, Ортакёй и Долмабахче, получая блестящее домашнее образование. Её отец, лично написал несколько портретов юной дочери и увлечённо фотографировал её, запечатлевая грацию принцессы на полотне и плёнке.

Но политические потрясения прервали привычную жизнь принцессы. 1 ноября 1922 года османский султанат был упразднён решением Великого национального собрания Турции, положив конец султанской власти в Стамбуле.
Через несколько недель, 19 ноября 1922 года, отца Дюррюшехвар избрали новым халифом, духовным главой мусульман, хотя эта должность уже была лишена реальной власти. Семья перебралась в бывший султанский дворец Долмабахче, но монархия доживала последние дни.
29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая Республика, и нужда в халифате отпала. В марте 1924 года турецкое правительство издало указ об изгнании всех представителей династии Османов из страны.
В одну ночь Абдул-Меджид II вместе с домашними, включая десятилетнюю Дюррюшехвар, был вынужден покинуть родину. Под покровом темноты их отвезли на станцию Чаталджа, откуда специальным поездом семья покинула Турцию. Новые власти выдали изгнанникам небольшое пособие, 2000 фунтов, и визы для Европы.

Первые годы после изгнания семья бывшего халифа провела в скитаниях. Сначала они нашли приют в Швейцарии, но расходы на жизнь в альпийском отеле быстро истощали пособие. Абдул-Меджид отправил своего секретаря Салиха Керамета искать более дешёвое пристанище и поддержку за рубежом.
Через британских знакомых удалось переехать в Лондон, где на помощь пришёл один из богатейших людей исламского мира, низам Хайдарабада Мир Осман Али Хан, Асаф Джах VII. Узнав о бедственном положении османских изгнанников, низам назначил Абдул-Меджиду щедрую ренту в 300 фунтов стерлингов ежемесячно, рассчитывая со временем породниться с бывшим халифом.
Благодаря этой поддержке семья в конце 1924 года перебралась на Лазурный Берег Франции и обосновалась в Ницце. Юная принцесса Дюррюшехвар продолжила образование в Европе, изучая языки и науку.
Красота и происхождение Дюррюшехвар сделали её одной из самых завидных невест своего времени. В Ницце к ней и её двоюродной сестре Нилюфер Ханым-султан, внучке султана Мурада V, стали поступать предложения от представителей восточных династий.

Говорили, что сам шах Персии Реза-шах Пехлеви и король Египта Фуад I прочили османскую принцессу в жёны своим наследникам, кронпринцу Мохаммеду Реза Пехлеви и принцу Фаруку. В 1930 году руку Дюррюшехвар просил османский принц Мехмет Абид-эфенди, сын султана Абдул-Хамида II, однако Абдул-Меджид отклонил это предложение, сославшись на юный возраст дочери.
На деле же к тому времени бывший халиф уже вёл переговоры с Хайдарабадом. Помогавший семье низам рассчитывал женить своего старшего сына на османской принцессе, и отец Дюррюшехвар склонялся именно к этому союзу.
Династический брак был скреплён спустя несколько лет после начала переговоров. В 1931 году Абдул-Меджид II окончательно договорился о замужестве единственной дочери с принцем Азамом Джахом, старшим сыном и наследником низама Хайдарабада Мир Осман Али Хана.
Низам, славившийся богатством, должен был выплатить за невесту щедрый махр, 50 тысяч фунтов стерлингов. Сумма показалась ему чрезмерной, и тогда Абдул-Меджид предложил «оптовую сделку»: за те же 50 тысяч фунтов он согласился отдать в жёны двум сыновьям низама сразу двух принцесс, свою дочь Дюррюшехвар и племянницу Нилюфер.

Асаф Джах VII охотно принял условие, желая породниться с османским домом дважды. Эти браки не только укрепили связь между двумя великими мусульманскими династиями, но и значительно улучшили материальное положение Абдул-Меджида, позволив ему перебраться из Ниццы в Париж на средства низама.
В ноябре 1931 года на побережье Французской Ривьеры состоялась двойная свадебная церемония. За день до бракосочетания юные индийские принцы, 24-летний Азам Джах и его брат Моаззам, прибыли из Лондона в Ниццу экспресс-поездом и поселились в отеле «Негреско».
12 ноября 1931 года 17-летняя Дюррюшехвар-султан вышла замуж за принца Азама Джаха на вилле Карабасель в Ницце. Одновременно Моаззам Джах женился на принцессе Нилюфер.
После никаха новобрачные направились в британское консульство, где заключили гражданский брак и подписали брачный договор. По этому договору Дюррюшехвар была материально защищена, в случае развода или смерти супруга ей полагалась компенсация в 200000 долларов.

После свадьбы принцесса покинула Европу и отправилась на новую родину. 12 декабря 1931 года Дюррюшехвар с мужем, Нилюфер и сопровождающими лицами отплыли из Венеции в Индию.
В начале января 1932 года молодая чета прибыла в Бомбей, откуда специальный поезд низама доставил их в столицу княжества Хайдарабад. 4 января 1932 года во дворце Чоумахалла в честь прибытия Дюррюшехвар устроили великолепный приём.
После торжеств супруги поселились на предоставленной им резиденции с видом на озеро, одной из самых красивых дворцовых построек города. Так османская султанша стала индийской принцессой, свёкор даровал ей новый титул — Её Высочество принцесса Берарская.
В последующие годы она родила двух сыновей. По настоянию Дюррюшехвар оба сына получили европейское образование, старший учился в Итонском колледже, и впоследствии оба женились на турецких невестах, как того желала их мать.

При поддержке низама Дюррюшехвар основала в столице княжества современный родильный дом и детскую больницу на 200 мест, предназначенную для помощи матерям и детям. Низам Осман Али Хан души не чаял в своей невестке и называл её «драгоценнейшей жемчужиной» дворца.
Принцесса стала законодательницей мод и образцом для подражания среди индийской знати. На приёмах она появлялась в элегантных нарядах, сочетая османскую роскошь и индийскую традицию.
По её убеждению, каждая женщина должна иметь возможность получить образование и профессию, чтобы при желании зарабатывать себе на жизнь. Она боролась с рутинными порядками гаремного быта, при её дворе во многом была отменена практика пурды, строгого затворничества женщин.
В мае 1937 года принцесса была среди почётных гостей на коронации короля Георга VI и королевы Елизаветы в Лондоне. В июне 1937 года она сопровождала мужа в Англии на церемонии закладки первой мечети в Кенсингтоне.

Низам души не чаял во внуках от любимой невестки и объявил старшего наследником, минуя отца. Казалось, династический союз оправдывал себя блестяще, хотя личное счастье принцессы оказалось куда менее безоблачным.
Со временем брак Дюррюшехвар и Азама Джаха дал трещину. Несмотря на рождение детей, супруги не стали близки, принц оставался верен традициям гарема и держал при себе многочисленных наложниц.
Гордой османской принцессе приходилось закрывать на это глаза и сохранять королевское достоинство. В итоге около 1954 года этот династический брак распался. Принцесса не смогла смириться с унижением себя и своего титула.

После распада брака Дюррюшехвар-султан обосновалась в Великобритании и стала одной из самых известных представительниц османской династии в эмиграции. Она жила между Лондоном и Стамбулом, иногда приезжая и в Хайдарабад с частными визитами, последний раз в 2004 году.
Связь с Индией не прервалась. В 1983 году пожилая принцесса взяла под патронаж открытие новой многопрофильной больницы в Хайдарабаде.
Бывший халиф Абдул-Меджид II умер в августе 1944 года во Франции, так и не дождавшись восстановления монархии. Дюррюшехвар предпринимала усилия, чтобы похоронить его в Стамбуле рядом с предками, и даже обращалась с просьбой к президенту Турции, но получила отказ.
В итоге тело Абдул-Меджида было временно погребено в Париже, а спустя десять лет, в 1954 году, перенесено в мусульманский некрополь Аль-Баки в Медине. Огорчённая принцесса завещала не возвращать и её собственное тело в Турцию.

Последние годы жизни Дюррюшехвар прошли в Лондоне. Она интересовалась судьбой Турции, Индии и Пакистана, встречалась с высокопоставленными гостями и играла роль неформального посредника между восточными аристократами.
Её дом оставался своеобразным салоном, где переплетались восточные и западные традиции. Она принимала гостей за английским чаем, угощая их турецкими сладостями и индийскими блюдами, символизируя три мира своей жизни.
Дюррюшехвар-султан умерла 7 февраля 2006 года в Лондоне почти в 93 года, в окружении двух сыновей. Она стала последней представительницей поколения османских султанш, рождённых ещё при империи. По её воле принцессу похоронили не в Турции, а на мусульманском участке кладбища Бруквуд под Лондоном, рядом с матерью Атие Мехисти, умершей в 1964 году.



