Интимные секреты украинцев: почему заниматься сексом в 35 было смешно, а в 15 – страшно (часть 1)

Наши предки были совсем не так невинны, как их изобразили потомки, а украинская женщина очень редко могла вынести тыкву. Но имела больше прав, по сравнению с россиянками и в 35 лет выходила «на пенсию»

Об этом рассказала этнолог, исследовательница традиционной народной культуры украинцев, автор книг «Мужское тело», «Женское тело» и «Брачно-семейные отношения в традиционной культуре украинцев» Ирина Игнатенко.

Из этой статьи вы узнаете, какими были стандарты женской и мужской красоты, когда на селе начинали половую жизнь, чем на самом деле занимались на притулах, что ожидало гулящего парня и красивую девушку из бедной семьи, а также о суете вокруг девственности и добрачный секс в украинском селе в период с отмены крепостного права (1861) и до установления советской власти (1917).

Ирина Игнатенко – ученый, преподаватель КНУ им. Шевченко. Источники информации – люди, которые рассказывали о прошлом Ирине лично или ее коллегам, записи этнологов 19 века, фольклор и тогдашние судебные дела.

Интимная жизнь предков – тема вроде не серьезная, но она имеет практическую ценность. Знание того, как на самом деле жили наши пра-пра-прабабушки, помогает осознать, что сегодня мы имеем значительно больше возможностей реализовать себя: в работе, в личной и общественной жизни.

«На самом деле наша настоящая жизнь намного легче и лучше. Когда ты это осознаешь, это знание делает тебя счастливее», — отмечает этнолог.

КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА: ЧЕРНОГЛАЗАЯ, В ТЕЛЕ И РУМЯНАЯ. КРАСИВЫЙ МУЖЧИНА: БОГАТЫЙ.

— Какие у наших предков были стандарты женской красоты? Лубок правдиво изображает украинскую красавицу: карие глаза, черные брови, пышная фигура?

— Отметим, что (и это касалось и парней и девушек) требования к красоте относились к молодежи брачного возраста. После женитьбы внешность становилась уже не такой важной.

Красивыми считались антропологические стандарты украинцев (чернявые, русые), белокурые, а тем более рыжие в представлении тогдашних жителей украинского села были некрасивые. Это видно по песням и этнографическим записях, где рыжая девка — всегда плохая, некрасивая. Белое личико, черные брови, карие глаза, румянец, длинная коса.

Девушка не должна быть ни худой, ни полной. Красивой, хорошей фигурой считалась средняя полнота, потому что когда жена совсем худая, ей будет трудно осилить физические нагрузки, так же если слишком гладкая, то будет неповоротливой.

Вообще традиционное общество было очень практическое.

— Девушки тоже обращали внимание на внешность парней?

— Девушки хотели, чтобы он был черноволосый, привлекательный, но гораздо важнее было, какие у него доходы. Если кривой, некрасивый, но семья очень богатая и он сватается, то родители могли заставить пойти за него.

Хотя девушки и сами охотно шли за старшего, например вдовца, потому что если он не лодырь и не пьяница, то уже имеет землю, дом, огород, ну а то, что пятеро детей – ничего, родят еще пятерых. Бывало даже такое, что девушка гуляла с молодым парнем, а потом по собственному желанию шла за вдовца, потому что знала, что с ним не окажется в бедности.

— Выйти замуж/жениться нужно было обязательно?

— Человек, который не вошел в брак, считался неполноценным. Женатые мужчины получали право участвовать в собрании общины, замужних женщин допускали к определенным обрядам. Холостую женщину никуда не приглашали, считалось, что у нее неправильная судьба и ее присутствие может запрограммировать любое мероприятие на неуспех.

Кроме того, материально девушки и парни зависели от родителей и не имели другой возможности получить свою собственность, кроме создания своей семьи – только когда женились, отделялись от родителей. Со стороны семьи жениха давали землю, со стороны невесты – мать (деньги, скот, хозяйственные приборы), и молодые начинали жить отдельным домом.

Не жить с родителями – это у нас традиционное и это как раз очень помогало избежать снохацтва, которое было очень популярно у россиян.

— Когда женили и выдавали замуж?

— Девушка считалась готовой к замужеству когда у нее начинались лунные. Чем семья была беднее и чем больше детей, тем раньше стремились отдать дочерей замуж. Средний возраст выхода замуж – лет 15-18, после 20 девушка считалась уже устаревшей (а женщину после 35 лет, которая имела внуков – устаревшей для секса, но об этом – потом, ред).

— А так называемая старая дева могла на что-то надеяться?

— Ни на что. Такие девушки, как правило, уже на всю жизнь оставались незамужними и не принимали участия в общественной жизни.

— Могла ли она хотя бы ребенка себе завести?

— Заводили. Но одинокими чаще всего оставались покрытки (девушки, которые родили вне брака и должны были покрыть себе голову), к ним могли ходить мужчины и они могли иметь по двое-трое детей, хотя замуж никогда не выходили. Покрытки и вдовы всю жизнь проживали в одиночестве, по крайней мере без официального мужа, потому что общество бы и не дало жениться на них.

— Были ли мужчины, которые так никому и не пригодились и оставались холостыми? Какая судьба их ждала?

— Такие мужчины были редкостью. Это уже если он был некрасивый, кривой и бедный, тогда он оставался одинок и жил с родителями.

«НА КОЗАКУ НЕМА ЗНАКУ»

— Украинка действительно могла выбирать за кого хочет замуж и выносить нежелательному ухажеру тыквы?

— Если родители подыскивали пару из богатой семьи, то у девушки фактически не было выбора. Часто девушки становились даже заложницами своей красоты, потому что на них заглядывались не только молодые хорошие ребята, но и богатые старые вдовцы из состоятельных семей, в которых сын был некрасивый, больной, кривой…

Рассказывала одна бабушка: вспомню, как ту отдавали замуж, что она и голову клала на колодку, мол, хоть отрубите, а я за него не выйду, но все равно заставила родня. Он был калекой, а она – первой красавицей на все село.

Пойти против воли родителей и мысли не было — не дадут имущества и не благословят, а могут и проклясть. Тогда брак точно будет несчастлив.

У девушки была возможность отказать, вынести тыквы, если родители поддерживали ее в этом отказе. То есть если они говорят «да, ты пойдешь за него», а девушка против, то родительское победит. А если родители жалели дочь, прислушивались к ней, она могла решать и выбирать.

Парень также имел право спросить у родителей разрешение, прежде чем сватать девушку. Если они одобряли, далее делался запрос: в дом к девушке засылались близкие к этой семье люди, которые в завуалированной форме выясняли, согласна ли семья отдать свою девку этому парню за жену. Никто не хотел получить тыквы как публичный отказ.

— Как проходили свидания влюбленных? Что мог позволить себе парень в добрачных любощах?

— Разрешались объятия, поцелуи, ласки, главное – не забеременеть. Во время вечерниц разрешалось дружить, спать вместе, только без полового акта. Иногда спрашивают, зачем родители такое позволяли, ведь девушки существенно рисковали на тех вечеринках своей девственностью. А дело вот в чем: зимой вся семья спала в доме вместе, родители с малыми детьми – вповалку, и надо было исключить такое, чтобы взрослая дочь оказалась вместе с отцом, сын с матерью. То есть жилищные условия и боязнь инцеста становились главной причиной того, что молодые позволяли вечерницы.

Для действа выбирали дом, где живет вдова или бездетная старая пара и есть достаточно места, старшие присматривали за молодежью.

— Притулы – какими на самом деле они были? На них занимались петтингом по углам, или это преувеличено?

— Притула — это такая сексуальная игра, когда парню разрешалось «обмакнуть кончик», то есть это неполный половой акт без дефлорации. Такие игры были не частые и они не одобрялись обществом и церковью, потому что именно после притулы чаще всего становились покрытками. До женитьбы девушки о сексе ничего не знали, и зачастую теряли девственность или из-за неосведомленности и непонимание того, как должен происходить половой акт, или из-за очень сильного психологического и физического прессинга со стороны ребят.

— Как-то наказывали парня, который «получил калину» и не хочет жениться?

— Обычно никак, была такая поговорка: «на казаку нет знака«. Когда знали, что эти парень и девушка являются парой и уже некоторое время вместе ночевали, и велика вероятность, что именно он является причиной беременности, то община могла обратиться к родителям, чтобы те заставили жениться.

Но если родители жениха не хотели эту девушку, они настаивали, что это не он и бедная девушка тогда ничего не могла доказать. Тот парень спокойно мог жениться на другой, а жизнь той, которая от него забеременела, была перечеркнута, она становилась матерью-одиночкой.

НЕ ВАЖНО, КТО ЛИШИЛ ДЕВСТВЕННОСТИ – ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НЕ ДО СВАДЬБЫ

— А если девушка потеряла девственность до свадьбы, но не забеременела?

— Если девушка теряла девственность, но не беременела, она могла попытаться это скрыть. Для выявления правды в ряде регионов Украины, например в Полесье, существовал обряд Кладовка – это публичная проверка невесты на девственность. Когда молодой привозил молодую, то, например, на Ровенщине, выносили дежу с тестом или зерном и молодая, если она была «честной», то есть девственницей, могла слезть с телеги, ступив на эту бочку. Если же нет, сходила на пол и это было знаком, что она уже является женщиной. Тогда Амбар не проводили, но и невесту никуда не возвращали. Хотя другие женщины из семьи жениха могли ее бить, оскорблять столь жестоко, что мужчины становились на ее защиту.

И опять же, если девушка теряла девственность, при этом не беременела и пара быстренько-быстренько поженилась, они уже пробовали вместе скрыть, что не стерпели. Очевидно, другие о таких хитростях знали, потому что по некоторым описаниям, когда провожали на брачное ложе, проверяли, нет ли какого-то острого предмета не только у нее, но и у него

— Хотя вот казалось бы — какая вам уже разница? Почему этой добродетели придавали такое большое значение?

— Кровь после дефлорации едва ли не боготворили. Считалось, что девушка, отдав девственность этому роду, сделав ему такую кровную жертву, обеспечивает его дополнительной силой и защитой. То есть вопрос не стоял даже в том, кто был первый. Она должна была лишиться девственности именно на территории этого рода именно после свадебной церемонии. И поэтому когда жених не мог, а это тоже можно было понять, потому что все ждут, стучат — сплошные нервы, то его заменял старший друг из близких родственников. Он не занимался с невестой сексом, а только имел право получить ее девственность для рода. Никого не интересовало, как ей, как ему, как потом между ними — коллективное однозначно стоял над индивидуальным.

Вторую часть нашего рассказа — о том, каким была супружеская жизнь, в частности супружеский секс, почему после 35-40 лет им уже обычно не занимались, понимание гигиены тела, отношение к прелюбодеянию и поступки, за которые считалось нужным избить женщину читайте чуть позже на нашем сайте.