Интимные секреты украинцев (часть 2): почему заниматься сексом в 15 было страшно, а в 35 – смешно

Из этой статьи вы узнаете, почему после 35-40 лет на селе уже не занимались сексом, про понимание гигиены тела, отношение к прелюбодеянию, поступки, за которые считалось нужным бить женщину, а также о том, каким была супружеская жизнь, в частности супружеский секс и были ли гомосексуалы в украинском селе в период с отмены крепостного права (1861) и до установления советской власти (1917).

Первая часть о том, какими были стандарты женской и мужской красоты, когда на селе начинали половую жизнь, чем на самом деле занимались на притворах, что ожидало гулящего парня и красивую девушку из бедной семьи, а также о суете вокруг девственности и добрачном сексе читайте по этой ссылке.

На фото: Ирина Игнатенко

Ирина Игнатенко – ученая, преподаватель КНУ им. Шевченко. Источники информации – люди, которые рассказывали о прошлом Ирине лично или ее коллегам, записи этнологов 19 века, фольклор и тогдашние судебные дела.

Интимная жизнь предков – тема вроде не серьезная, но она имеет практическую ценность. Знание того, как на самом деле жили наши пра-пра-прабабушки, помогает осознать, что сегодня мы имеем значительно больше возможностей реализовать себя: в работе, в личной и общественной жизни.

«На самом деле наша настоящая жизнь намного легче и лучше. Когда ты это осознаешь, это знание делает тебя счастливее», — отмечает этнолог.

Похабный кафель ивано-франковского художника Сергея Григоряна

УСТНАЯ УКРАИНСКАЯ КАМАСУТРА

— Тема интимной жизни тесно связана с гигиеной. Как к ней относились в украинском селе, как часто мылись?

— Голову мыли примерно раз в неделю, причем мылом не пользовались, это считалось барской выдумкой — в основном для гигиены применяли распаренные травы. Обязательно мыли ноги каждый день, особенно после поля, огорода. Могли помыть, если считали нужным, определенные части тела, но мылись полностью точно не каждый день. Вспомним всем известный анекдот: «Девушки, где вы моетесь? В реке. А зимой? А сколько этой зимы».

Вообще, современные украинские женщины сверхчистые по сравнению с прародительницами. Средств гигиены тогда не было, трусов не было, во время месячных женщина носила на себе несколько рубашек и все. Некоторые вещи, которые мне рассказывали, даже в голову не укладываются. «Ну а что, говорит, так подтерлась и пошла. Иногда эта рубашка уже аж колом стояла». Пятен возможно было и не видно, потому что там был слой из нескольких рубашек, потом — юбка, запаска. Но не одна бабушка мне рассказывала, что о месячных они узнали, увидев, что у матери кровь течет по ноге. Мол, сначала думали, что это она серпом порезалась, что ли.

— Были ли какие-то ласки, учитывая то, какой была тогдашняя гигиена, или все происходило быстро и примитивно?

— Чтобы об этом говорить, надо иметь источники, а источников у нас почти нет, потому что когда в 19 веке наши этнологи заинтересовались народом, они, будучи представителями интеллигенции, очень часто народ идеализировали, романтизировали и не смогли принять людей такими, какими те были на самом деле. Учителя, священники, педагоги, которые ходили в народ, не задавали таких вопросов, или стеснялись о таком спрашивать, а если люди сами рассказывали, они это из своих рассказов вычеркивали как ненужное.

Но, если изучить похабный фольклор, там прописаны и расписаны все виды секса – и классический, и оральный, и анальный. Такие песни пели во время Коморы и, скорее всего, это было устное пособие молодым, что и как надо делать.

На самом деле украинские крестьяне не были ни целомудренными, ни распутными, они были частью природы. Бабушки старшего возраста рассказывали о сексе очень просто – я краснела, а для них это обычная часть жизни. Например, спрашиваю у бабушки: как раньше могли предотвращать беременности? «Ну а как, — отвечает она мне — женщина могла предохраниться — это уже только от него зависело. Если уж он тебя любит, не хочет тебе уже больше детей делать, то он не в тебя, в сторону, в тряпочку«.

— А где супруги занимались сексом? В доме же ночью полно людей, все спят вповалку, а днем работать надо

— Как одна баба говорила «кто где на кого напал». Кто в лесу, кто на сене, кто около реки, здесь уже кто как приспособился. Современное наше «скучно и классически — в постели» для наших предков было бы большой романтикой.

БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЕТ

— Как относились к прелюбодеянию?

— Официально — относились плохо. Общество более-менее прощало такие отношения, если была большая разница в возрасте, например, он старый, а она молодая и заводит себе любаска. Главным было не делать скандалов, не бросать семью.

В других случаях, если изменял мужчина, считалось, что женщина жена должна смириться с этим, просто не замечать, не упрекать и не скандалить. Такие женщины считались мудрыми.

Женщине, так как мужу, прелюбодеяние не прощали. Избить неверного мужа жене было фактически невозможно, в то время как он ее за прелюбодеяние бил. В песнях народная мораль даже призывает, устами неверной жены, что «кабы муж был хороший, взял бы кнут и меня бы избил. А так я себе пью-гуляю, ребятам моргаю….».

— То есть у нас было типичное патриархальное общество? Мы жили по Домострою?

— Абсолютно.

— Мужчине можно было бить женщину ни за что?

— Это осуждалось, но рычагов влияния на мужа фактически не было. Могли вмешаться уже когда он уж очень забивал, каждый день – тогда его могли на какое-то время бросить в холодную. Но все равно он потом возвращался в семью, к прежнему. Отец и братья за эту женщину вступиться не могли, потому что она своей семье фактически не принадлежала. И оставалось так всю жизнь терпеть. Безопасность женщине никто не гарантировал, и есть цитаты о случаях, когда бил-бил, искалечил, и она в конце концов умерла от побоев.

Общество оправдывало физическое насилие мужчины над женщиной и даже оправдывало в двух случаях: если она была неверной или ленивой. Быть ленивой для украинской женщины — большой грех, и нормальный муж должен был ее за это бить. «Люби как душу – труси как грушу» или «Бьет – значит любит», то есть он не равнодушен.

Женщина должна была выполнять всю работу по дому, заниматься рукоделием, ухаживать за скотом, растить детей и муж не должен ей помогать. Если он жалел жену, помогал ей, народная мораль это высмеивала. А у женщин было много ежедневной рутинной работы, гораздо больше, чем у мужчин.

— Всегда считалось, что это — русское, а украинки имели больше уважения от мужа…

— Наш патриархат был значительно мягче по сравнению с россиянами. Рекомендую для просмотра фильм «Жила-была одна баба» — он очень реалистично показывает российскую патриархальщину, снохачество.

***

Кадры из фильма «Жила-была одна баба»

Украинка по сравнению с россиянкой была хозяйкой в своем доме, она всю жизнь не принадлежала свекру и свекрови, которые ей «портили кровь». У украинок была материзна – часть имущества ее родителей, этой частью муж и его семья не могли распоряжаться без ее разрешения.

— А вообще жена имела право тратить деньги на свое усмотрение?

— Считалось, что если женщина пошла на базар и продала овощи, которые она вырастила, будто эти деньги она не должна мужу отдавать и может тратить их на свое усмотрение. Но опять же, есть цитата, если она продаст что-то больше сама, например, пол мешка зерна, то может от мужа «по морде получить». То есть копейки могла тратить, а более-менее серьезными деньгами не имеет права распоряжаться.

«Я ТОЛЬКО ЖИТЬ НАЧИНАЮ. НА ПЕНСИЮ ВЫХОЖУ»

— Разводиться возможно было? В каких случаях это разрешалось?

— Например, если кто-то из супругов терял разум и становился непригодным для семейной жизни. Или когда мужчина не мог выполнять интимные отношения и у супругов не было детей. Но и здесь женщине было не так просто получить развод, потому что ее запугивали его родственники, били.

Я читала соответствующие судебные дела. Например — женщина терпела 18 лет, прежде чем подать на развод. Муж ее лишил девственности пальцами, а провести половой акт все эти годы не мог. Родители его знали об этом и считали, что ему предписано, таскали по знахарям, ничего не помогало. Был осмотр врача и церковное рассмотрение дела, в конце концов их развели, ей дали разрешение на повторный брак, а ему запретили, потому что «его тайный уд приведен в такое состояние, что не способен к деторождению».

Возможно, что эти мужчины, у которых все работало, но они все равно не могли спать с женщиной, были гомосексуалами. Но опять же, интеллигенция, которая делала этнографические исследования, о таком у крестьян не спрашивала и поэтому материала на эту тему вообще нет. Зная правила традиционного общества, даже если кто-то имел такую врожденную склонность, на практике это реализовать было очень трудно. Люди возможно и не понимали, как может мужчина с мужчиной, ибо даже в похабном фольклоре есть «Х..й п..ди моргае, а на х…й не взырае, бо там диркы немае».

— До какого возраста продолжалась половая жизнь?

— Половой жизнью начинали жить рано, в 15-18 лет, и рано должны были по правилам ее прекращать. Считалось, что если уж у твоего ребенка, сына или дочери, рождается свой ребенок, то есть вы уже баба и дед, и вам уже и сексом заниматься не подобает. Если в 17 родился у них ребенок, и в 17 этот ребенок также родил, то в 34 они уже баба и дед. Им уже неприлично было даже спать вместе. А если они продолжали жить половой жизнью, над ними смеялись, мол, никак дед с бабой не могут успокоиться. Детей, рожденных в этом возрасте, называли бабичами.

— Трудно такое представить. Сейчас в 35 лет человек в зените своей жизни, в том числе сексуальной.

— Возможно, для некоторых женщин это тогда было и желанным, потому что до 30 лет она уже была настолько уставшей от постоянных родов, что возможность больше не рожать и не спать с мужем была облегчением. Тогда для женщины статус бабы был самым высоким, она могла быть нравственной цензоршей, выполнять обряды, председательствовать на некоторых мероприятиях, а после менопаузы еще и знахарствовать, принимать роды.

Но, опять же, вспоминая похабный фольклор, нигде не будет сказано, что парень девушку, мужчина женщину. Всегда это дед и баба. А это же были люди до 40…

— И до какого возраста тогда доживали?

— Жили в среднем до 70-80 лет. Люди были истощены тяжелой работой и болезнями, и кроме того – считалось, что надо вовремя умереть.

Существовали определенные рамки: родился, крестился, женился, родил детей, умер и все надо было сделать вовремя, в четко определенных рамках. Плюс-минус какое-то отклонение, и человек выпадал из устоявшихся нормативов жизни, становился маргиналом и оказывалась на задворках общества

Например, если ты дожил до 100 лет, то ты уже зажился, ты живешь за счет чего-то возраста. Это уже не нормально, мол, порядочные люди столько не живут.